Часто Задаваемые Вопросы на тему "Интерактивные методы обучения"

 

Start  Grammar   Topics    Tests   Staff Room    Links  Jokes     Songs  

  

Часто Задаваемые Вопросы на тему "Интерактивные методы обучения"

 

ВОПРОС: Может ли каждый урок быть интерактивным? Я считаю, что интерактивный урок требует использования Интернета, а на каждом уроке это невозможно.

 

В понятиях "интерактивный урок" и "интернет" есть общий корень "интер". Разобраться в сущности вопроса поможет происхождение слова "интерактивный". Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Словосочетание «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Интернет предоставляет нам возможности виртуального взаимодействия. Таким образом, использование на уроке или при подготовке к уроку ресурсов Интернета можно рассматривать как один из множества интерактивных методов обучения.

 

ВОПРОС: Можно ли интерактивные методы обучения назвать новыми (современными) педагогическими технологиями? Работу в малых группах на уроке мы используем уже много лет, что же здесь нового?

 

Современные педагогические технологии (технология переводится как «техно» - искусство; «логос» - слово, наука) предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Таким образом, если вы от традиционного обучения переходите к организации обучения во взаимодействии, то есть строите урок на основе интерактивных методов, то это пример применения НПТ.

 

ВОПРОС: Почему в настоящее время столько говорят о необходимости применения интерактивных методов обучения?

 

Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают со-обучение, причем и ученики, и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

 

ВОПРОС: Каким образом интерактивные методы обучения способствуют демократизации учебно-воспитательного процесса?

 

Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения, то есть принципы демократии получают реальное воплощение на уроке.

 

ВОПРОС: Учителя нашей школы используют интерактивные методы только на "открытых уроках". Это, например, урок-семинар, конференция, конкурсы "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Умники и умницы". Проводятся такие уроки нечасто, так как требуют много подготовки. Разве можно проводить такие уроки каждый день?

 

Семинар, конференция, различные конкурсы не являются интерактивными методами обучения, так как на таких уроках нет организации обучения во взаимодействии. Такие уроки принято называть нетрадиционные. Проводить такие уроки можно, но не чаще одного-двух раз в год. Это не урок, а скорее праздник для учеников, когда можно блеснуть эрудицией и талантами. Здесь не происходит изучения нового материала, не развиваются коммуникативные навыки, не формируются отношения. Сами ученики и гости, приглашенные на этот урок, понимают, что все роли заранее распределены и выучены, то есть теряется само значение урока, его обучающая ценность. 

 

ВОПРОС: На интерактивном уроке учащиеся обсуждают спорные вопросы, проводят моделирование, разыгрывают ролевые игры. Но, известно, что главная цель обучения - это знания. Существуют ли интерактивные методы, с помощью которых можно изучать новый материал?

 

Интерактивные методики способствуют интенсификации процесса обучения. Они позволяют сделать знания более доступными, анализировать учебную информацию, творчески подходить к усвоению учебного материала. Для организации изучения нового материала учитель может использовать методы "Каждый учит каждого", "Мозаика", "Оцениваемая дискуссия". Конечно, применение этих методов требует большего количества времени, чем лекция учителя. Но, согласно "пирамиде обучения", именно в этом случае происходит лучшее усвоение знаний.

 

ВОПРОС: Каково главное отличие интерактивных методов от традиционных способов организации урока?

 

Традиционный урок направлен на дачу новой информации. В ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

 

ВОПРОС: Как использование интерактивных методов влияет на организацию школьного климата, атмосферу в классе?

 

Использование интерактивных методик позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку.

 

 

ВОПРОС: Каковы главные условия применения интерактивных методов на уроке?

 

Интерактивные методики требуют определенных условий их применения. Это, прежде всего:

1)      четкая формулировка целей. Учителю необходимо убедиться в том, что учащиеся понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы работать в группе;

2)      учитель должен учитывать особенности данного коллектива учащихся, степень их готовности к совместной деятельности;

3)      необходимо помнить, что важную роль играют цели и задачи использования метода. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует данный метод;

4)      учитель должен четко, шаг за шагом представлять себе основные этапы реализации того или иного метода обучения, прогнозируя его результаты.

 

 


 

Hosted by uCoz