Коммуникативное
обучение Под
коммуникативностью мы понимаем, оптимальность обучения с точки
зрения эффективности воздействия на обучаемого. Коммуникативность
(пат communicatio - акт общения,
связь между двумя и более индивидами, основанная на
взаимопонимании) следовательно, в основе всех методов коммуникативного
обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы
общения на любом языке.
Ø
Коммуникативное обучение представляет собой
преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного
характера.
Ø
Коммуникативно-ориентированное обучение
имеет целью научить коммуникации, используя все необходимые для этого (не
обязательно только коммуникативные) задания и приемы. В реальности обучение
на основе только коммуникативных заданий практически не встречается.
Поэтому «коммуникативное обучение» и «коммуникативно-ориентированное
обучение» постепенно становятся синонимами. Принципы
коммуникативно-ориентированного обучения: Это означает
практическую ориентацию урока. Научить говорить можно только говоря,
слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений:
чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. 2.
Функциональность.
Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы
усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую
задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о
чем-то, побуждает собеседника к действию. 3. Ситуативность, ролевая организация
учебного процесса.
Принципиально важным является отбор и организация материала на основе
ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого
возраста. Чтобы
усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью.
Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной
ситуации, затрагивающей говорящих. . 4. Новизна. Она
проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна
речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого
партнера, условия общения и т.д.). Это и новизна используемого материала
(его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и
разнообразие приемов работы. 5. Личностная ориентация общения. Безликой
речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от
другого и своими природными свойствами (способностями), и умением
осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками
как личности: опытом ( у каждого он свой), контекстом деятельности,
набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом
в коллективе. 6. Коллективное взаимодействие –
такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются
друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных 7. Моделирование. Объем
знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса.
Содержательную сторону обучения должны составлять проблемы, а не темы. Особенности
коммуникативного обучения, при котором в центре внимания оказываются:
Ø
социокультурная адекватность речевого поведения;
Ø
- содержание и смысл высказывания;
Ø
групповые формы учебных заданий;
Ø
«личностное» содержание учебного общения;
Ø
обучение, центрированное на ученике;
Ø
нравственно-эмоционально-интеллектуальное развитие
учащихся;
Ø
интегрированный урок с обилием межпредметных связей. Считается необходимым
учитывать психологические
факторы коммуникативного урока, к которым относятся:
Ø
уважение личности ученика,
Ø
принятие личностной неповторимости каждого участника
работы,
Ø
защита индивида от психологических травм на уроке,
Ø
сохранение личностной автономии каждого обучаемого,
Ø
развитие межличностных взаимоотношений. Принципы и
принципиальные положения коммуникативно-ориентированного обучения.
n
Принцип 1. Коммуникативно-ориентированное обучение
иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода. Участники общения
пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности
при помощи иностранного языка.
n
Принципиальное положение 1.1, Деятельностная
сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным Деятельностное
задание разрабатывается учителем и содержит коммуникативную цель и
проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются
решить. Методический прием содержит обучающую цель и
проблемно-методическую задачу для учителя, которая заключается в том,
чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь
ему в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т.
е. «научиться» деятельности». Наличие учебно-познавательной задачи для
учащихся в любом виде деятельностного задания означает, что оно является
упражнением, в котором обеспечивается предъявление на учение,
закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и
представлений, навыков и умений школьников.
n
Принципиальное положение 1.2. Деятельностные задания
для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся
на основе игрового, имитационного и свободного общения. Выделяются задания
следующих видов:
Ø
коммуникативные игры (communicaion
games);
Ø
коммуникативные имитации (communicative
simulations in role-plays and problem-solving);
Ø
свободное общение (socialisation).
n
Принципиальное положение 1.3. Деятельностная
сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам
реализуется в положении «здесь и теперь» («here and
now»). Положение «здесь и
теперь» осуществляется, если на уроке:
Ø
создаются условия для речемыслительного творчества
учащихся;
Ø
процесс иноязычного речемышления осуществляется
непосредственно в момент развития речевой ситуации;
Ø
иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт,
n
Принципиальное положение 1.4. Деятельностная
сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам
повышает важность методической организации процесса обучения (it's-the-process-that-
matters). Дело в том, что
коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной
речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их
передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного
материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная
организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго
определенной обучающей процедуры. В настоящее время
получает все большее распространение трехчастная форма выполнения
коммуникативно-ориентированных заданий (three-phase
framework). Практически любое
задание может выполняться ( и это повышает эффективность работы) в три
этапа: •
подготовительный (pre-activity);
•
исполнительный (while-activity);
•
итоговый (post-activity).
n
Принципиальное положение 1.5. Деятельностная
сущность коммуникативно--ориентированного обучения иностранным языкам
реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе
создаются положительные условия для активного и свободного развития
личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:
Ø
учащиеся получают возможность свободного выражения своих
мыслей и чувств в процессе общения;
Ø
каждый участник группового общения остается в фокусе
внимания остальных;
Ø
самовыражение личности становится важнее демонстрации
языковых знаний;
Ø
поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже
«неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности
учащихся, об их активной позиции;
Ø
участники общения чувствуют себя в безопасности от
критики, преследования за ошибки и наказания;
Ø
использование языкового материала подчиняется задаче
индивидуального речевого замысла;
Ø
языковой материал соответствует речемыслительным
возможностям говорящего;
Ø
отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности»
(сопереживании и понимании переживаний других);
Ø
учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых
правил (errors) и \случайные ошибки (mistakes). При гуманистическом
подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса
познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к
раздражительности и даже грубости, вынуждающие переключать внимание на
другие, более благополучные и «безопасные» виды деятельности «выпадать»
из учебного процесса. Гуманистический подход
предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что
ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются
центром познавательной активности на уроке. Типичным заблуждением в
понимании сущности центрированного на ученике обучения является мнение
отдельных учителей о том, что «важно держать ученика в центре внимания
учителя». Ошибочность данной интерпретации в том, что такое обучение
фактически центрировано на учителе, а не на ученике. Ученик становится
центром познавательной активности, если выполняет на уроке
самостоятельные задания индивидуально, в парах или малых группах. Цель,
мотив, содержание и способ работы принадлежит ученику. Обучение на уроке
превращается в учение. Принцип2.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает
формирование у школьников коммуникативной компетенции..
n
Принципиальное положение 2.1. Важным компонентом
коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция,
представляющая собой готовность использовать иностранный язык как
орудие речемыслительной деятельности.
Коммуникативно-ориентированное обучение фокусировано не на форме, а на
содержании. Поэтому вызывает интерес форма коммуникативного содержания,
называемая дискурсом, объединяющая в себе «что сказать и как сказать» Принципиальное
положение 2.2. Принципиальное
положение 2.2. Принципиальное
положение 2.4. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является
информативная компетенция, т. е. владение содержательным предметом
общения. Принципиальное
положение 2.5. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах
речевой деятельности — слушании и говорении, чтении и письме, что
обеспечивает их осуществление. Принцип3.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в
условиях аутентичного процесса социализации учащихся. В данном контексте
понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке
«взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически
целесообразных условий естественного учебного общения. Принципиальное
положение 3,1. Аутентичное коммуникативно-ориентировaнное
обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий
речевого взаимодействия (interactive activities). Задания речевого
взаимодействия построены так, что их невозможно выполнить без партнера
или партнеров. Они выполняются в парах или малых группах. Элемент
задания может быть выполнен индивидуально. Задание может постепенно
выполняться во все более крупных группах, становясь заданием для всего
класса (так называемая пирамида - pyramid grouping). Возможны три вида
размещения учащихся в классе для выполнения заданий речевого
взаимодействия:
Ø
по рядам
Ø
«Подковой»
Ø
парами и малыми группами. Заметим, что, если
учащиеся располагаются в классе «подковой», это создает наиболее
благоприятные условия как для группового общения, так и для контакта с
учителем. На практике применяются
три основных вида речевого взаимодействия учащихся:
Ø
а) сотрудничество участников в выработке единой
идеи;
Ø
б) комбинирование информации, известной разным
участникам;
Ø
в) передача информации от одного участника к
другому. Сотрудничество
участников в выработке единой идеи возможно при решении разнообразных
проблемных задач. Принципиальное
положение 3.2. Аутентичное коммуникационно-ориентированное обучение
иностранным языкам осуществляется с применением заданий, предполагающих
«информационное неравенство» участников (information
gap). Задания типа "information
gap" могут принимать различные формы:
Ø
picture gap (у обучаемых имеются
почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия
нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера,—
matching tasks);
Ø
text gap (у школьников имеются
аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где
подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в
тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить —
jig-saw reading);
Ø
knowledge gap (у одного ученика
имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить —
complete-the-table
tasks);
Ø
belief/opinion
gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать
единое мнение);
Ø
reasoning gap (у школьников
имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и
сопоставить). Принципиальное
положение 3.3. Проблемные
речемыслительные задания могут быть основаны на следующем:
Ø
на последовательности действий (sequencing);
Ø
на причинно-следственном рассуждении (cause-and-consequence
reasoning);
·
на критическом мышлении (critical
thinking);
Ø
на предположении (hypothesis);
на догадке (guessing); на классификации (classification);
Ø
на нахождении сходств и различий (comparison
and contrast);
Ø
на ранжировании по порядку (rating);
Ø
на открытии (discovery);
Ø
на интерпретации (interpretation);
Ø
на умозаключении (inferencing);
Ø
на суждении (judgement);
Ø
на исключении лишнего (odd-one-out).
При работе над
обсуждаемой проблемой полезно применение заданий типа «перенос
информации» (information transfer). Для переноса информации
существуют следующие виды наглядного изображения: а) картинка (изображение с глубоким или
парадоксальным содержанием); б) план (например, дома или квартала, где
произошло важное событие); в) карта (города или местности, о которой
идет речь); г) диаграмма (например, семейное «дерево»); д) таблица (с цифровыми или фактическими
данными); е) ассоциативная карта типа "mind
map" (лексические ассоциации по той или иной проблеме); ж) карточки типа "flow
chart" (с последовательностью событий). Как перенос информации
из текста в наглядную форму, так и высказывания с опорой на
наглядное изображение являются познавательными приемами,
«подсмотренными» в реальной жизни, и поэтому
соответствуют требованиям аутентичности. Остановимся подробнее
на критическом мышлении — осознанном подвергании сомнению тех или иных
положений, мыслей и высказываний. При этом формулируются следующие
возможные вопросы:
Ø
Является ли эта мысль истинной или ложной (true
or false)?
Ø
Имеется ли в тексте (на изображении) __ ответ на данный
вопрос (present or missing)?
Ø
Похожи ли эти два текста (изображения) или отличаются (alike
or different)?
Ø
Существенны эти детали содержания текста (изображения) или
второстепенны (essential or non-essential)?
Ø
Достаточен ли данный ответ на поставленный вопрос или нет
(adequate or inadequate)? Критическое мышление
позволяет формировать «неравнодушных» учащихся,, готовых думать,
говорить и общаться. Принципиальное
положение 3.4. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение
иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого
общения. На уроке иностранного
языка используется организованное ролевое общение. Оно позволяет
формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве
специально отобранных «жизненных» ситуаций. Ролевое общение
реализуется в ролевой игре — виде учебного общения, который организуется
в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и
межролевыми отношениями. Творческое ролевое
общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на
уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга
(упражнений в общении). Приведем примеры подобных заданий:
Ø
Line up (учащиеся стараются как
можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным
признаком);
Ø
rounds (участники «круга»
произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение
звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);
Ø
strip-story
(каждый ученик получает свою фразу старается быстрее занять
соответствующее место в «рассказе»);
Ø
smile (учащиеся подходят друг к
другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
Ø
merry-go-round
(школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу,
обмениваются репликами);
Ø
contacts (участники подходят
друг к другу и начинают беседу);
Ø
kind words (учащиеся говорят
любые приятные слова в адрес собеседника);
Ø
reflection (участники пытаются
представить, что думают о них другие школьники);
Ø
listening (учащиеся внимательно
слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);
Ø
politeness (школьники обращаются
друг к другу с вежливыми просьбами);
Ø
concessions (участники учатся
уступать друг другу в споре);
Ø
respect (школьники говорят о
своем уважении друг к другу и подкрепляют свои слова примерами);
Ø
gratitude (работая в парах,
учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу,
помощь, поддержку и т. п.);
Ø
rally (участники учатся
обращаться к аудитории, открывая «митинг»);
Ø
conflict (школьники учатся
правильно реагировать на «эмоциональную фразу* партнера). Перечисленные и
некоторые другие задания формируют у обучаемых необходимые социальные
умения общения.
n
Принципиальное положение 3.5. Аутентичное
коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам
осуществляется с применением спонтанного общения. Спонтанное общение на
уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную.
Ø
Такое общение имеет следующие особенности:
Ø
его содержание не всегда предсказуемо;
Ø
возможны переходы от одной темы к другой;
Ø
требуются незнакомые или забытые слова;
Ø
требуется малознакомая или недостаточно усвоенная
грамматика;
Ø
требуется активная мобилизация речемыслительных резервов Коммуникативная
личность развивается через:
Ø
технологию «Личностно ориентированное развивающее
обучение»
Ø
технологию «Шаг за шагом»
Ø
социально-технологическую модель «Ориентир» в ГПД
Ø
проектную методику;
Ø
технологию интерактивного обучения;
Ø
технологию критического мышления;
Ø
коллективные способы обучения;
Ø
интегрированные уроки.
Tests Staff Room Links
Jokes Songs
Start Grammar
Topics
языкам осуществляется через деятельностные задания» (activities).
Они реализуются с помощью методических приемов (techniques)
и создают упражнения (exercises).
Существенным компонентом коммуникативной компетенции является
прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать
коммуникативное содержание (message) в
ситуации общения.
Существенным компонентом коммуникативной компетенции является
прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать
коммуникативное содержание (message) в
ситуации общения.
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам
осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданий.