Tests  Staff Room   Links  Jokes Songs Start Grammar Topics

Коммуникативное обучение

Под коммуникативностью мы понимаем, оптимальность обучения с точки зрения эффективности воздействия на обучаемого.

 

 Коммуникативность (пат communicatio - акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании) следовательно, в  основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения  на любом языке.

Ø                      Коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера.

 

Ø                      Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить коммуникации, используя все необходимые для этого (не обязательно только коммуникативные) задания и приемы.

В реальности обучение на основе только коммуникативных заданий практически не встречается. Поэтому «коммуникативное обучение» и «коммуникативно-ориентированное обучение» постепенно становятся синонимами.

Принципы коммуникативно-ориентированного обучения:

  1. Речевая направленность через общение.

Это означает практическую ориентацию урока. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее.

 

    2. Функциональность.

               Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо  речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию.

 

  3. Ситуативность, ролевая организация  учебного процесса.

               Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуации и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

               Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

.

 

4. Новизна.

               Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условия общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы.

 

5. Личностная ориентация общения.

               Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом ( у каждого он свой), контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе.

6. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных

 

7. Моделирование.

               Объем знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса.

               Содержательную сторону обучения должны составлять проблемы, а не темы.

Особенности коммуникативного обучения, при котором в центре внимания оказываются:

Ø      социокультурная адекватность речевого поведения;

Ø      - содержание и смысл высказывания;

Ø      групповые формы учебных заданий;

Ø      «личностное» содержание учебного общения;

Ø      обучение, центрированное на ученике;

Ø      нравственно-эмоционально-интеллектуальное развитие учащихся;

Ø      интегрированный урок с обилием межпредметных связей.

 

Считается необходимым учитывать

 психологические факторы коммуникативного урока,

 к которым относятся:

 

Ø      уважение личности ученика,

Ø       принятие личностной неповторимости каждого участника работы,

Ø       защита индивида от психологических травм на уроке,

Ø      сохранение личностной автономии каждого обучаемого,

Ø       развитие межличностных взаимоотношений.

 

Принципы и принципиальные положения коммуникативно-ориентированного обучения.

n                       Принцип 1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях деятельностного подхода.

   Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

n                       Принципиальное положение 1.1, Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным
языкам осуществляется через деятельностные задания» (activities). Они реализуются с помощью методических приемов (techniques) и создают упражнения (exercises).   

    Деятельностное задание разрабатывается учителем и содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Методический прием содержит обучающую цель и проблемно-методическую задачу для учителя, которая заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность ученика и помочь ему  в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т. е. «научиться» деятельности». Наличие учебно-познавательной задачи для учащихся в любом виде деятельностного задания означает, что оно является упражнением, в котором обеспечивается предъявление на учение, закрепление, подкрепление, повторение, расширение, объединение знаний и представлений, навыков и умений школьников.

n                       Принципиальное положение 1.2. Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

 

Выделяются задания следующих видов:

Ø                      коммуникативные игры (communicaion games);

Ø                      коммуникативные имитации (communicative simulations in role-plays and problem-solving);

Ø                      свободное общение (socialisation).

n                       Принципиальное положение 1.3. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в положении «здесь и теперь» («here and now»).

 

Положение «здесь и теперь» осуществляется,  если на уроке:

Ø                      создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;

Ø                      процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в мо­мент развития речевой ситуации;

Ø                      иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт,

n                       Принципиальное положение 1.4. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам повышает важность методической организации процесса обучения (it's-the-process-that- matters).

Дело в том, что коммуникативные задания нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, свободного их передвижения по классу и непроизвольного усвоения ими учебного материала. В этих условиях особенно важна тщательно продуманная организация коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры.

В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий (three-phase frame­work).

Практически любое задание может выполняться  ( и это повышает эффективность работы)  в три этапа:

   подготовительный (pre-activity);

   исполнительный (while-activity);

   итоговый (post-activity).

n                       Принципиальное положение 1.5.

Деятельностная сущность коммуникативно--ориентированного обучения иностранным языкам реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению.

 

 

При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

Ø                      учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

Ø                      каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

Ø                      самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;

Ø                      поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные»  суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

Ø                      участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

Ø                      использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;

Ø                      языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

Ø                      отношения строятся на безоценочности, некритичности и «эмпатийности»  (сопереживании и понимании переживаний других);

Ø                      учебной нормой считаются отдельные  нарушения языковых правил (errors) и \случайные ошибки (mistakes).

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их  к раздражительности и даже грубости, вынуждающие переключать внимание на другие, более благополучные и «безопасные» виды деятельности «выпадать» из учебного процесса.

 

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

 

Типичным заблуждением в понимании сущности центрированного на ученике обучения является мнение отдельных учителей о том, что «важно держать ученика в центре внимания учителя». Ошибочность данной интерпретации в том, что такое обучение фактически центрировано на учителе, а не на ученике. Ученик становится центром познавательной активности, если выполняет на уроке самостоятельные задания индивидуально, в парах или малых группах. Цель, мотив, содержание и способ работы принадлежит ученику. Обучение на уроке превращается в учение.

Принцип2. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции..

n                       Принципиальное положение 2.1. Важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая        компетенция, представляющая собой готовность использовать иностранный язык как  орудие речемыслительной деятельности.

 

Коммуникативно-ориентированное обучение фокусировано не на форме, а на содержании. Поэтому вызывает интерес форма коммуникативного содержания, называемая дискурсом, объединяющая в себе «что сказать и как сказать»

Принципиальное положение 2.2.
Существенным компонентом коммуникативной компетенции является прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать коммуникативное содержание (message) в ситуации общения.

Принципиальное положение 2.2.
Существенным компонентом коммуникативной компетенции является прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать коммуникативное содержание (message) в ситуации общения.

Принципиальное положение 2.4. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, т. е. владение содержательным предметом общения.

Принципиальное положение 2.5. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности — слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление.

Принцип3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся.

В данном контексте понятие «аутентичный» предполагает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного учебного общения.

Принципиальное положение 3,1. Аутентичное коммуникативно-ориентировaнное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия (interactive activities).

Задания речевого взаимодействия построены так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или малых группах. Элемент задания может быть выполнен индивидуально. Задание может постепенно выполняться во все более крупных группах, становясь заданием для всего класса (так называемая пирамида - pyramid grouping).

Возможны три вида размещения учащихся в классе для выполнения заданий речевого взаимодействия:

Ø      по рядам

Ø      «Подковой»

Ø      парами и малыми группами.

Заметим, что, если учащиеся располагаются в классе «подковой», это создает наиболее благоприятные условия как для группового общения, так и для контакта с учителем.

На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия учащихся:

Ø      а)           сотрудничество участников в выработке единой идеи;

Ø      б)           комбинирование информации, известной разным участникам;

Ø      в)           передача информации от одного участника к другому.

Сотрудничество участников в выработке единой идеи возможно при решении разнообразных проблемных задач.

Принципиальное положение 3.2. Аутентичное коммуникационно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий, предполагающих «информационное неравенство» участников (information gap).

Задания типа "information gap" могут принимать различные формы:

Ø                      picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера,— matching tasks);

Ø                      text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить — jig-saw reading);

Ø                      knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить — complete-the-table tasks);

Ø                      belief/opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);

Ø                      reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно  собрать вместе и сопоставить).

Принципиальное положение 3.3.
Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданий.

Проблемные речемыслительные задания могут быть основаны на следующем:

Ø      на последовательности действий (sequencing);

Ø      на причинно-следственном рассуждении (cause-and-consequence reasoning);

·        на критическом мышлении (critical thinking);

Ø      на предположении (hypothesis); на догадке (guessing); на классификации (classification);

Ø      на нахождении сходств и различий (comparison and contrast);

Ø      на ранжировании по порядку (rating);

Ø      на открытии (discovery);

Ø      на интерпретации (interpretation);

Ø      на умозаключении (inferencing);

Ø      на суждении (judgement);

Ø      на исключении лишнего (odd-one-out).

При работе над обсуждаемой проблемой полезно применение заданий типа «перенос информации» (information transfer).

Для переноса информации существуют следующие виды наглядного изображения:

а)         картинка (изображение с глубоким или парадоксальным содержанием);

б)         план (например, дома или квартала, где произошло важное событие);

в)         карта (города или местности, о которой идет речь);

г)         диаграмма (например, семейное «дерево»);

д)         таблица (с цифровыми или фактическими данными);

е)         ассоциативная карта типа "mind map" (лексические ассоциации по той или иной проблеме);

ж)        карточки типа "flow chart" (с последовательностью событий).

Как перенос информации из текста в наглядную форму, так и высказывания с   опорой   на   наглядное   изображение являются познавательными приемами,  «подсмотренными» в реальной жизни, и

     поэтому соответствуют требованиям аутентичности.

 

Остановимся подробнее на критическом мышлении — осознанном подвергании сомнению тех или иных положений, мыслей и высказываний. При этом формулируются следующие возможные вопросы:

Ø      Является ли эта мысль истинной или ложной (true or false)?

Ø      Имеется ли в тексте (на изображении) __ ответ на данный вопрос (present or missing)?

Ø      Похожи ли эти два текста (изображения) или отличаются (alike or different)?

Ø      Существенны эти детали содержания текста (изображения) или второстепенны (essential or non-essential)?

Ø      Достаточен ли данный ответ на поставленный вопрос или нет (adequate or in­adequate)?

Критическое мышление позволяет формировать «неравнодушных» учащихся,, готовых думать, говорить и общаться.

Принципиальное положение 3.4. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого общения.

На уроке иностранного языка используется организованное ролевое общение. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в некотором количестве специально отобранных «жизненных» ситуаций.

Ролевое общение реализуется в ролевой игре — виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Приведем примеры подобных заданий:

Ø      Line up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);

Ø      rounds (участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);

Ø      strip-story (каждый ученик получает свою фразу старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

Ø      smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

Ø      merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);

Ø      contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);

Ø      kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);

Ø      reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);

Ø      listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);

Ø      politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

Ø      concessions (участники учатся уступать друг другу в споре);

Ø      respect (школьники говорят о своем уважении друг к  другу и подкрепляют свои слова примерами);

Ø      gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку и т. п.);

Ø      rally (участники учатся обращаться к аудитории, открывая «митинг»);

Ø      conflict (школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу* партнера).

Перечисленные и некоторые другие задания формируют у обучаемых необходимые социальные умения общения.

n                       Принципиальное положение 3.5. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением спонтанного общения.

 

Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную.

Ø      Такое общение имеет следующие особенности:

Ø      его содержание не всегда предсказуемо;

Ø      возможны переходы от одной темы к другой;

Ø      требуются незнакомые или забытые слова;

Ø      требуется малознакомая или недостаточно усвоенная грамматика;

Ø      требуется активная мобилизация речемыслительных резервов

Коммуникативная личность развивается через:

Ø      технологию «Личностно ориентированное развивающее обучение»

Ø      технологию «Шаг за шагом»

Ø      социально-технологическую модель «Ориентир» в ГПД

Ø      проектную методику;

Ø      технологию интерактивного обучения;

Ø      технологию критического мышления;

Ø      коллективные способы обучения;

Ø      интегрированные уроки.

наверх

 


 

 

Hosted by uCoz