I.ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

 

     Start

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Обучение монологической речи осуществляется в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения.  

Упражнения и методические  приемы для  обучения  монологической речи

I Обучение монологической речи на базе текста

II Обучение монологической речи на ситуативной основе

III Работа с образцом монологической речи

 

Staff Room
    Grammar  Links
    Topics  Jokes
    Tests  Songs
   

   

   

   

  Обучение монологической речи на базе текста

 1. Определите    тематическую    принадлежность текста.

 2. Скажите, кому адресован текст.

 3. Определите характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.).

 4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты)

 5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию

 6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.

 7. Ответьте на вопросы к тексту.

 8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.

 9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.

 10. Сформулируйте главную мысль текста.

 11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.

 12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.

 13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.

 14. Найдите в тексте слова и выражения, которые

указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.

  15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.

  16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.

  17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.

  18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.

  19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.

  20. Просмотрите   приведенные   утверждения   и подберите   иллюстрирующие   их   предложения   из текста.

  21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.

  22.  Соотнесите группы слов с пунктами плана.

  23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.

  24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.

  25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.

  26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.

  27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.

  28. Отметьте известную вам и новую информацию в тексте.

  29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т. д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.

  30. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.

  31. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.

  32.  Просмотрите  два  первых  абзаца   текста  и кратко расскажите о ....

  33. Скажите, что вы знаете о ..., используя план, данный на доске.

  34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.

  35.  Составьте план к рассказу о ..., используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о ..., чтобы не нарушить

логику изложения.

  36. Расскажите о ..., используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания: план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).

  37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.

  38. Скажите, как поступил бы персонаж А, если бы персонаж Б поступил следующим образом: ... .

  39.  Составьте рассказ по картинке.   (Картинка связана с темой текста.)

  40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7—8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.

  41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.

  42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.

  43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.

  44. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.       

  45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.

  46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.

  47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.

  48. Дополните оформление материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интереса к подобной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.

  49. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.

  50. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения (дискуссии, пресс-конференции, «круглого стола»).

 

                         наверх

II Обучение монологической речи на ситуативной основе

Уровень  фразы

1.   Прослушайте  предложение  и  повторите  его

вслух.

2. Покажите предмет и назовите его.

3. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.

4. Прочтите предложение и продолжите выраженную в нем мысль.

5. Назовите свои действия.

6. Назовите действия других.

7. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.

8.  Прослушайте утверждения  и отвергните неверные.

9. Прослушайте утверждения и скажите, прав ли

преподаватель.

10. Возразите преподавателю.

11.  Выслушайте  просьбу  товарища,  выполните указанное действие и назовите его.

12. Выполните просьбы учителя, соблюдая их последовательность; назовите свои действия.

13.   Расширьте   предложения,   данные   на   карточках.

14. Опишите картинки.

15. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.

16. Сравните два утверждения и докажите преимущества одного из них.

17. Скажите, что вы сделали то же.

18. Скажите, что вы не согласны с мнением преподавателя.

19. Приведите контраргументы.

20. Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, выразить свое мнение, возразить, обратить внимание).

21. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.

22. Скажите, что вы пришли к определенному выводу (заключению).

23. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы ....

24. Скажите, что собеседнику следует (не следует) делать.

25. Поблагодарите друзей за внимание (помощь, доброжелательность, гостеприимство).

26. Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.

27. Скажите, что вы надеетесь, что вас понимают.

28.   Скажите,   что   вы  разделяете  высказанную . точку зрения.

29. Спросите, понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию, доводы).

30. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вами.

31. Попросите товарищей учесть, что ....

32. Попросите проанализировать факты.

33. Предложите свое решение.

34. Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).

35. Сошлитесь на авторитеты (источник, данные).

36. Сделайте вывод (заключение).

37. Дайте оценку поступку персонажа (своего товарища).

38. Ответьте на реакцию собеседников.

39. Задайте риторический вопрос, соответствующий ситуации.  

40.   Сошлитесь  на  собственную  информированность, осведомленность.

41. Сошлитесь на осведомленность слушателей.

42.  Перефразируйте  (прокомментируйте,  истолкуйте) свое утверждение.

43. Обратитесь с вопросом к собеседнику.

44. Отреагируйте на реплику или жест собеседника.

45. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать (в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).

Уровень сверхфразового единства

1. Расскажите о ..., используя данную на доске логико-синтаксическую схему.

2. Расположите предложения на карточках в логической последовательности.

3. Добавьте к написанному на доске предложению несколько других, подходящих по смыслу. Выберите их из приведенных на доске.

4. Расскажите о ..., используя выражения, данные на доске.

5. По указанным на карточках ключевым словам расскажите о ....

6. Сократите высказывания, данные на карточках, передайте их содержание в двух-трех фразах.

7. Составьте ситуацию по цепочке путем добавления   каждым  учащимся   одного   или   нескольких предложений.

8. Расширьте высказывание, используя картинку.

9. Расскажите о ..., используя картинку-схему (картинку с неразвернутой ситуацией).

10.   Опишите   свою   комнату   (комнату   своего друга) .

11.  Составьте ситуацию, используя данную пословицу (поговорку).

12. Расскажите о ... и докажите правильность своих суждений.

13. На основе тезиса (утверждения) и ключевых слов составьте высказывание к определенной ситуации общения.

14. На основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание.

15. Докажите правильность следующего утверждения.

16. Прослушайте рассказ и дайте свою концовку.

17. Составьте высказывание по определенной теме (проблеме) для последующего использования в  дискуссии.

18. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.

19. Опишите картинку.

20. Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни в качестве иллюстрации к теме разговора.

21. Разверните реплики в диалоге до сверхфразового единства (монолога в диалоге).

22. Приведите ваши аргументы или контраргументы по теме высказывания.

23. Просмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

24. Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.

25. Составьте высказывание на основе ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной задачи с учетом характера предполагаемого собеседника.

26. Составьте типовые монологические высказывания для ситуаций по теме.

Уровень текста

1. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуацией общения постройте в необходимой последовательности сверхфразовые единства.

2. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуацией общения используйте фрагменты предлагаемого текста, дополните их речевыми средствами, выражающими коммуникативную направленность на предполагаемого собеседника.

3. В соответствии с планом расположите краткие монологические высказывания в логической содержательной последовательности, заполняя их стыки необходимыми предложениями и средствами текстуальной связности.

4. Выступите с кратким сообщением о ..., используя логико-синтаксическую схему, данную на доске.

5. Расскажите о .... используя приведенный на доске план.

6. Расскажите о ..., используя следующие ключевые слова.

7. Передайте сюжет дна-, эпи-, или кинофильма от имени одного из персонажей.

8. Кратко изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма.

9. Опишите серию картинок по теме.

10. Составьте свой вариант рассказа по картинке-схеме. (Используется картинка с неразвернутой ситуацией.)

11. Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о ....

12.   Прокомментируйте   следующие   пословицы.

13. Составьте небольшие рассказы, используя следующие поговорки.

14. Разверните данный тезис в связное высказывание. Докажите правильность своей позиции.

15. Составьте монологическое высказывание по теме с учетом определенной ситуации и характера собеседников.

16. Разверните диалогические реплики в монологические высказывания.

17. Подготовьте развернутые монологические высказывания к дискуссии по теме.

18. Подготовьте развернутые монологические высказывания к пресс-конференции.

19. Подготовьте развернутые монологические высказывания к деловой игре по теме.

20. Подготовьте выступление по теме к «круглому столу».

21. Ответьте на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции   (экскурсии),   и  аргументируйте ответы.

22. Расскажите о городе (о человеке) по плану

с учетом ситуации и характера собеседников.

23. Модифицируйте и адаптируйте в соответствии с конкретными условиями общения текстовой материал для устной темы, дополните его подходящими средствами связности и адресованности собеседнику.

24. Составьте устное (письменное) сочинение по теме.

25. Составьте высказывание в форме рассуждения по теме к типовой ситуации общения.

26. Составьте описание для использования в заданной ситуации общения.

27. Подготовьте сообщение о событиях к ситуации общения.

Работа с образцом монопогической речи

Работа  с  письменным  образцом монологической  речи  (письмом,стенографическим  текстом  устного сообщения)

1. Прочитайте образец монологической речи вслух.

2.   Отработайте   технику   чтения   текста   вслух.

3. Прочитайте текст для ответа на заданные вопросы.

4. Выделите в тексте речевые средства, выражающие обращение к адресату.

5. Выделите в тексте переходы от одной мысли к другой.

6. Определите характер монологического высказывания (сообщение, повествование, приглашение, рассуждение).

7. Выделите в тексте вводные слова, фразы и конструкции.

8. Выделите в тексте речевые средства, характеризующие авторское отношение к сообщаемому. 9. Выделите в тексте средства модальности и оценки сообщаемого.

10. Перескажите содержание письма в косвенной речи.

11. Составьте план содержания монологического высказывания.

12. Передайте содержание письма от имени автора.

13. Дополните монологическое высказывание, учитывая содержание образца и выступая в роли его автора.

14. В соответствии с содержанием монологического высказывания прореагируйте на него в той же форме, принимая на себя роль адресата. Ответьте на все вопросы, поставленные в этом высказывании.

15. Оформите материал ответного монологического высказывания в соответствии с закономерностями обращенного монолога.

16. Добавьте инициативные мысли-предложения. в это же монологическое высказывание.

17. Составьте монологическое высказывание по той же теме, адресуя его определенному человеку в определенной ситуации общения.

18. Составьте инициативное высказывание по определенной теме, адресуя его разным лицам в разных ситуациях и моделируя исходный вариант в соответствии с особенностями адресатов.

19. Трансформируйте исходный вариант монологического высказывания в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами (сменой собеседника, коммуникативной цели, структуры и содержания высказывания, оформляющих его речевых средств).

Работа  с  устным  (звуковым) образцом монологической  речи

(фоно- и видеозаписью)

1. Прослушайте фонограмму или просмотрите видеофонограмму, определите характер монологического высказывания.

2. Скажите, кому принадлежит и к кому обращено данное высказывание.

3. Определите тему и идею высказывания.

4. В процессе прослушивания установите авторскую цель монологического высказывания.

5. Определите тип монологического высказывания.

6. Скажите, какой ситуации соответствует данное монологическое высказывание.

7. Определите тактику речевого поведения автора высказывания.

8. Составьте план монологического высказывания.

9. Ответьте на поставленные вопросы по содержанию высказывания.

10. Покажите, какими речевыми средствами пользуется автор высказывания для реализации (развертывания) того или иного тезиса.

11. Отметьте верные или неверные утверждения преподавателя, сопоставляя их с содержанием монологического высказывания.

12. Определите средства оформления монолога, которые использует оратор.

13. Перескажите в форме косвенной речи содержание монологического высказывания.

14. На фоне приглушенного звучания фонозаписи воспроизведите основные мысли оратора.

15. Представьте себе, что текст звучит на другом языке, и передайте его содержание, используя перевод.

16. Перескажите данное монологическое высказывание от имени оратора.

17. Скажите, что бы вы добавили или изменили в своем высказывании по тому же поводу и в той же ситуации.

18. Скажите, какое монологическое высказывание вы составили бы в данной ситуации без опоры на проанализированный выше образец монолога.

19. Составьте собственное монологическое высказывание для определенной ситуации, с заданной коммуникативной направленностью по предложенной теме в соответствии со следующей схемой-последо- вательностью: коммуникативная задача-программа (или план) высказывания -опорные тезисы- ключевые слова-само высказывание в письменной записи-его устное воспроизведение на основе тезисов и ключевых слов.

20. Составьте монологическое высказывание по теме, плану, тезисам и ключевым словам.

21. Составьте инициативное монологическое высказывание без предварительной подготовки (например, в процессе дискуссии или обстоятельного разговора-диалога)  22. Внимательно слушая речевой материал с фонограммы или в видеозаписи, подготовьтесь к участию в воображаемой дискуссии, записывая опорные мысли, тезисы, ключевые слова. Составьте высказывание и покажите его преподавателю и товарищам.

23. Используйте запись телемоста. Дополните материалы речевого общения, представленные в фона- или видеофонозаписи телемоста, подготовьте и реализуйте их на учебном занятии, дублируя вопросы, аргументы, ответы в записи.


                                                   наверх

Hosted by uCoz